Авторская школа Жании Аубакировойчастная школа в Казахстане, ориентированная на глубокое образование с музыкальным уклоном.
Настраивать самоуправление в сфере образования — нереально.
Особенно в Казахстане.
Так думали Алмас Сапаргалиев, лидер Авторской Школы Жании Аубакировой, и его коллега-энтузиаст Жамиля Беркутова. При этом, они очень хотели создать нечто подобное, вдохновляясь книгой Фредерика Лалу «Открывая организации будущего».
«ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПОЗИТИВНОГО ПРИМЕРА», ИЛИ ПЕРЕХОД В ХОЛАКРАТИЮ
В нише частного образования конкуренция усиливается, а клиенты все требовательнее. Важно не только качество образования, но и атмосфера, воспитательная среда, вовлеченность учеников и родителей.
Клиенты — это семьи, ценящие индивидуальный подход, осмысленное образование, раскрытие потенциала ребенка. Родители ожидают, что школа будет не только «учить», но и готовить к жизни.
В течение последних трех лет до проекта в Школе начало снижаться количество учеников — с 415 до 323 за 3 года — из-за низкого уровня сплоченности коллектива и низкого уровня активности учеников.
Казалось, настраивать самоуправление в сфере образования — нереально.
Особенно в Казахстане.
Каждый педсовет казался монологом в пустоту: часовое обращение к коллегам рассыпалось в голове каждого, когда дело доходило до действий. Ученики были инертны, а учителя разобщены.
В 2012 году Школу покинула завуч, на энергии которой все держалось многие годы. На смену ей пришли несколько завучей, но и они в период COVID-19 ушли. Школа с 30-летней историей стала похожа на коробку без смысла и огня. Разрозненные коммуникации между педагогами и руководством, отсутствие единой миссии и ценностей, низкая вовлеченность сотрудников в процессы управления.
Высвобождено внимание руководителя для стратегии. Коллектив научился самостоятельно решать проблемы, лидер стал увереннее и спокойнее.
Сформулирована миссия школы, которая объединила педагогов и учеников в одну команду с общими целями и ценностями.
Сейчас культура самоуправления распространилась на учеников и их родителей. Появился ученический совет. Развивается культура самоуправления среди учеников.
Множество вопросов в Школе решается без участия руководящего состава. Миссия Школы реализуется на деле!
Оборот увеличился с 350 млн тенге до 2 млрд тенге.
Школа купила здание санатория, чтобы открыть загородную школу с постоянным проживанием.
Любые вопросы стали решаться быстро и эффективно. Снизилось число конфликтов, текучки. Улучшение коммуникации: прямые и прозрачные коммуникации между руководством и педагогами способствовали более эффективному взаимодействию.
Выросло количество учеников.
Выросла вовлеченность (количество инициатив, мероприятий). Все задачи и проекты выполняются в срок.
Построена собственная система управления на принципах холакратии, включающая создание кругов, распределение ролей, проведение фасилитационных встреч и разработку индивидуальных планов работы для педагогов.
Опыт и результаты этой компании показывают, что сфера образования вполне поддается изменениям, умеет перестраиваться, впитывать новое и создавать уникальное.